Проект "ИТ-Защита"

В США, Великобритании и Австралии местные министерства образования вынуждены все больше внимания уделять проблеме так называемого "кибербуллинга" - насмешками и издевательствами одноклассников с помощью Интернета и электронных устройств. По статистике, в англоязычных странах с проявлениями кибербуллинга сталкиваются более трети подростков 12-15 лет.

Под определение кибербуллинга в большинстве случаев попадает публикация и распространение в Сети оскорбительных текстов, видео и фотографий, угрозы, а также выдача себя за "жертву" в онлайне. По словам министра образования Великобритании Эда Боллза, учебные заведения часто не уделяют должного внимания этой проблеме. Между тем, такой вид травли часто оказывается весьма стрессовым для подростка, в основном по причине анонимности агрессоров и невозможности остановить ее участников.

С 2007 года в США по инициативе Министерства образования проводились периодические кампании по борьбе с кибербуллингом. Обычно в них принимали участие такие сервисы, как MySpace, Facebook, Bebo, YouTube, ряд сотовых компаний и психологи.

Более того, с 2009 года в ряде штатов учителям было разрешено отбирать у детей мобильные телефоны, если они снимают что-либо на уроке. По американским школам было также разослано специальное руководство по вопросам предотвращения кибербуллинга. В нем описывалось, как надо действовать, чтобы добиться удаления из онлайна оскорбительного материала, где бы он ни был размещён.

Однако вскоре стало понятно, что все эти меры - половинчаты и не приносят должных результатов. Тогда в США была разработана специальная программа по борьбе с технологическими запугиваниями, названная The Fight Crime: Invest In Kids. Создатели программы определили кибербуллинг как "использование электронных устройств и информационных технологий, таких как электронная почта, службы мгновенных сообщений, текстовые сообщения, средства мобильной связи, web-сайты, с помощью которых можно публиковать жестокие или оскорбительные сообщения о личности или группе личностей". Психологи в своих отчетах делали упор на то, что тинейджеры особенно чувствительны к таким насмешкам.

Как раз в то время в Вашингтоне произошел характерный инцидент. В таинственном "горячем блоге" появилась оскорбительная информация о школьниках, которые недавно посетили школьные танцы. Опубликованные материалы оказались достаточно болезненными. Содержимое блога вызвало серьезные споры и дискуссии в школе. И после этого те же шутники опубликовали опросник, суть которого заключалась в банальной возможности проголосовать за своих одноклассников в вопросах их привлекательности, умственных способностей и так далее. Понятно, что такое голосование, преисполненное взаимными оскорблениями, лишь накалило обстановку.

К расследованию пришлось подключить полицию. Вскоре выяснилось, что инициаторами коллективного кибербуллинга были три девочки, ученицы седьмого класса. В свое оправдание они заявили, что в США существует свобода слова, и они могут высказывать собственное мнение без каких-либо препятствий. В результате семиклассницы понесли наказание в виде 10 часов исправительных работ. А юристы Министерства образования признали, что произошедшее стало явным показателем кибербуллинга, но, с правовой точки зрения, наказать школьниц можно было, только оставив их заниматься после школы или временно отстранив от занятий.

Другой заметный инцидент произошел в Австралии. Там группа подростков напала на 17 летнюю школьницу, засняла нападение на видео, а потом загрузила на YouTube. Юные преступники хвастались своими проделками в кругу ровесников, ведь все, что для этого надо было сделать - просто дать ссылку на видеоролик. Но после этого инцидента в 1500 австралийских школ был заблокирован доступ к YouTube. Однако австралийские психологи, анализировавшие ситуацию, констатировали: воздействовать на умы всех подростков путем культивации "позитивного" мировоззрения явно не удастся. Современная молодежь получила в руки новое технологическое оружие, которое может нанести куда более весомый урон, чем выяснение отношений в драке.

Статистику, связанную с кибербуллингом, собрала в своем исследовании американская компания Harris Interactive. По ее данным, 43% американских подростков в возрасте 13-17-ти лет постоянно сталкиваются с электронным феноменом кибербуллинга, который совершается в Интернете или с помощью других электронных устройств.

Самим понятием "буллинг" в США обозначают довольно широкий перечень действий - от угроз до насмешек, которые способны вызывать испуг, унижать или иначе негативно воздействовать на человека.

Статистика Harris Interactive показывает, что чаще всего от подобных действий страдают девушки: их обычно оскорбляют, пересылая на сотовый телефон двусмысленные изображения и фотографии, или же просто обзывают и клевещут на них в Сети. По неясным причинам это явление наиболее распространено в среде 15-летних подростков - 54% из них заявили, что на протяжении последнего года они хотя бы раз сталкивались с кибербуллингом. А вот 17-летние юноши и девушки в два раза реже сообщают об этой проблеме.

Опросы американских подростков показали: они считают, что их сверстники занимаются кибербуллингом потому, что считают это забавным. Такое мнение высказал 81% подростков. 64% опрошенных считают, что их сверстники мстят кому-то, а 45% предположили, что сверстники занимаются буллингом, так как считают свою жертву хроническим неудачником или неудачницей. Главная же причина, по мнению подростков, - то, что кибербуллеры не опасаются возмездия.

Также исследование показало: половина американских подростков просто не обращает внимания на попытки кибербуллинга. Другая же половина реагирует на подобное яростью. Униженные и оскорбленные подростки в большинстве случаев начинают действовать. Наиболее эффективным способом борьбы с кибербуллингом они считают отказ от общения с оскорбителем (71% опрошенных). 64% отказываются пересылать другим оскорбительные послания, а 56% сообщают о таких действиях друзьям - это также помогает остановить авторов электронного буллинга.

Ну и, наконец, треть подростков считает, что на интернет-форумах и чатах должны постоянно действовать модераторы, которые бы блокировали электронных хамов.

Виктор ДЕМИДОВ

По материалам газеты "Компьютерные вести"





Отправить статью в социальные сети, на печать, e-mail и в другие сервисы:

Комментарии

Нет комментариев

Еще нет комментариев.

RSS лента комментариев к этой записи.

Извините, комментирование на данный момент закрыто.