1. Основные понятия и определения
Под политикой безопасности (ПБ) организации понимают совокупность документированных управленческих решений, направленных на защиту информации и ассоциированных с ней ресурсов. Политика безопасности определяет стратегию управления в области информационной безопасности, а также ту меру внимания и количество ресурсов, которые считает целесообразным выделить руководство.
Политика безопасности строится на основе анализа рисков, которые признаются реальными для информационной системы организации. Когда проведен анализ рисков и определена стратегия защиты, составляется программа, реализация которой должна обеспечить информационную безопасность. Под эту программу выделяются ресурсы, назначаются ответственные, определяется порядок контроля выполнения программы и т.п.
В соответствии с общепринятыми требованиями политика безопасности организации должна иметь структуру краткого, легко понимаемого документа высокоуровневой политики, поддерживаемого рядом более конкретных документов специализированных политик и процедур безопасности.
Высокоуровневая политика безопасности должна периодически пересматриваться для гарантии, что она учитывает текущие потребности организации. Этот документ целесообразно составлять таким образом, чтобы политика была относительно независимой от конкретных технологий. В этом случае этот документ не требует частых изменений.
Политика безопасности оформляется в виде документа, включающего такие разделы, как описание проблемы, область применения, позицию организации, распределение ролей и обязанностей, санкции и др.
Описание проблемы. Информация, циркулирующая в рамках корпоративной сети, является критически важной. Корпоративная сеть позволяет пользователям совместно использовать программы и данные, что увеличивает угрозу безопасности. Поэтому каждый из компьютеров, входящих в сеть, равно как и вся сетевая инфраструктура нуждается в защите. Все эти меры безопасности и являются основным содержанием данного документа, т.е. ПБ.
Цели документа: продекларировать сотрудникам организации и пользователям важность защиты информационных активов, описать их роль в обеспечении безопасности, а также распределить конкретные обязанности по защите информации, циркулирующей в сети, равно как обеспечение информационной безопасности самой сети, а также всей информационной инфраструктуры организации в целом.
Область применения. В сферу действия данной политики попадают все аппаратные, программные и информационные ресурсы, входящие в локальную сеть предприятия. Политика ориентирована также на людей, работающих с сетью, в том числе на пользователей, субподрядчиков и поставщиков продуктов и систем информационных технологий.
Позиция организации. Целью выполнения ПБ организации является обеспечение целостности, доступности и конфиденциальности данных, а также их полноты и актуальности. Более частными целями являются:
- обеспечение уровня безопасности, соответствующего нормативным документам;
- следование экономической целесообразности в выборе защитных мер (расходы на защиту не должны превосходить предполагаемый ущерб от нарушения информационной безопасности);
- обеспечение безопасности в каждой функциональной области корпоративной сети;
- обеспечение подотчетности всех действий пользователей с информацией и ресурсами;
- обеспечение анализа регистрационной информации;
- предоставление пользователям достаточной информации для сознательного поддержания режима безопасности;
- выработка планов восстановления после аварий и иных критических ситуаций для всех функциональных областей с целью обеспечения непрерывности работы сети;
- обеспечение соответствия с действующим законодательством и общеорганизационной политикой безопасности.
Распределение ролей и обязанностей
За реализацию сформулированных в ПБ целей отвечают соответствующие должностные лица и пользователи сети.
Руководители подразделений отвечают за доведение положений политики безопасности до сотрудников и пользователей, а также за контакты с ними.
Администраторы корпоративной сети обеспечивают непрерывное функционирование сети и отвечают за реализацию технических мер, необходимых для претворения в жизнь политики безопасности.
Администраторы сервисов отвечают за конкретные сервисы и, в частности, за то, чтобы защита была построена в соответствии с общей политикой безопасности.
Пользователи обязаны работать с сетью в соответствии с политикой безопасности, подчиняться распоряжениям лиц, отвечающих за отдельные аспекты безопасности, ставить в известность руководство обо всех подозрительных ситуациях.
Санкции. Нарушение политики безопасности может подвергнуть информационную инфраструктуру организации и циркулирующую в ней информацию недопустимому риску. Случаи нарушения безопасности со стороны персонала должны оперативно рассматриваться руководством для принятия дисциплинарных мер вплоть до увольнения.
Дополнительная информация. Конкретным группам исполнителей могут потребоваться для ознакомления какие-то дополнительные документы, в частности документы специализированных политик и процедур безопасности, а также другие руководящие указания. Необходимость в дополнительных документах политик безопасности в значительной степени зависит от размеров и сложности организации. Для достаточно большой организации могут потребоваться в дополнение к базовой политике специализированные политики безопасности, перечисленные ниже. Организации меньшего размера нуждаются только в некотором подмножестве специализированных политик. Многие из этих документов поддержки могут быть довольно краткими, то есть не превышать одну-две страницы.
Уровни политики безопасности
С практической точки зрения политики безопасности можно разделить на три уровня: верхний, средний и нижний
Верхний уровень политики безопасности
Верхний уровень политики безопасности определяет решения, затрагивающие организацию в целом. Эти решения носят весьма общий характер и исходят, как правило, от руководства организации.
Примерный список подобных решений может включать в себя следующие элементы:
- формулировка целей, которые преследует организация в области информационной безопасности, определение общих направлений в достижении этих целей;
- формирование или пересмотр комплексной программы обеспечения информационной безопасности, определение ответственных лиц за продвижение программы;
- обеспечение материальной базы для соблюдения законов и правил;
- формулировка управленческих решений по тем вопросам реализации программы безопасности, которые должны рассматриваться на уровне организации в целом.
Политика безопасности верхнего уровня формулирует цели организации в области информационной безопасности в терминах целостности, доступности и конфиденциальности. Если организация отвечает за поддержание критически важных баз данных, на первом плане может стоять целостность данных, определяемая числом случаев потерь, повреждений или искажений данных. Для организации, занимающейся продажами, вероятно, важна актуальность информации о предоставляемых услугах и ценах, а также ее доступность максимальному числу потенциальных покупателей. Режимная организация в первую очередь будет заботиться о конфиденциальности информации, то есть о ее защите от несанкционированного доступа.
Для банковских систем характерна триада информационной безопасности – конфиденциальность, целостность и доступность.
На верхний уровень выносится управление ресурсами безопасности и координация использования этих ресурсов, выделение специального персонала для защиты критически важных систем, поддержание контактов с другими организациями, обеспечивающими или контролирующими режим безопасности.
Политика верхнего уровня должна четко определять сферу своего влияния. Это могут быть все компьютерные системы организации или даже больше, если политика регламентирует некоторые аспекты использования сотрудниками своих домашних компьютеров. Возможна, однако, и такая ситуация, когда в сферу влияния включаются лишь наиболее важные системы.
В политике должны быть определены обязанности должностных лиц по выработке программы безопасности и по претворению ее в жизнь. В этом смысле политика является основой подотчетности персонала.
Политика верхнего уровня имеет дело с тремя аспектами законопослушности и исполнительской дисциплины. Во-первых, организация должна соблюдать существующие законы. Во-вторых, следует контролировать действия лиц, ответственных за выработку программы безопасности. Наконец, необходимо обеспечить определенную степень законопослушности персонала, а для этого нужно выработать систему поощрений и наказаний. Вообще говоря, на верхний уровень следует выносить только те вопросы, решение которых может дать значительную экономию средств или если поступить иначе просто невозможно.
Средний уровень политики безопасности
Средний уровень политики безопасности определяет решение вопросов, касающихся отдельных аспектов информационной безопасности, но важных для различных систем, эксплуатируемых организацией.
Примеры таких вопросов - отношение к доступу в Internet (как сочетать свободу получения информации с защитой от внешних угроз), использование домашних компьютеров и т.д. Политика безопасности среднего уровня должна определять для каждого аспекта информационной безопасности следующие моменты:
- описание аспекта. Позиция организации может быть сформулирована в достаточно общем виде как набор целей, которые преследует организация в данном аспекте;
- область применения. Следует специфицировать, где, когда, как, по отношению к кому и чему применяется данная политика безопасности;
- роли и обязанности. В документ необходимо включить информацию о должностных лицах, отвечающих за претворение политики безопасности в жизнь;
- санкции. Политика должна содержать общее описание запрещенных действий и наказаний за них;
- точки контакта. Должно быть известно, куда следует обращаться за разъяснениями, помощью и дополнительной информацией. Обычно «точкой контакта» служит определенное должностное лицо.
Нижний уровень политики безопасности
Нижний уровень политики безопасности относится к конкретным сервисам. Эта политика включает в себя два аспекта: цели и правила их достижения, - поэтому ее порой трудно отделить от вопросов реализации. В отличие от двух верхних уровней, рассматриваемая политика должна быть более детальной.
Вопросы, на которые следует дать ответ при следовании политике безопасности нижнего уровня:
- кто имеет право доступа к объектам, поддерживаемым сервисом;
- при каких условиях можно читать и модифицировать данные;
- как организован удаленный доступ к сервису?
При формулировке целей политики безопасности нижнего уровня можно исходить из соображений целостности, доступности и конфиденциальности, но она не должна ими ограничиваться. В общем случае цели должны связывать между собой объекты сервиса и осмысленные действия с ними.
Из целей выводятся правила безопасности, описывающие, кто, что и при каких условиях может делать. Чем детальнее правила, чем более четко и формально они изложены, тем проще поддержать их выполнение программно-техническими мерами. Обычно наиболее формально задаются права доступа к объектам.
Обязанности различных категорий персонала
Руководители подразделений отвечают за доведение положений политики безопасности до пользователей. Они обязаны:
- постоянно держать в поле зрения вопросы безопасности. Следить за тем, чтобы то же делали их подчиненные;
- проводить анализ рисков, выявляя активы, требующие защиты, и уязвимые места систем, оценивая размер возможного ущерба от нарушения режима безопасности и выбирая эффективные средства защиты;
- организовать обучение персонала мерам безопасности. Обратить особое внимание на вопросы, связанные с антивирусным контролем;
- информировать администраторов локальной сети и администраторов сервисов об изменении статуса каждого из подчиненных (переход на другую работу, увольнение и т.п.);
- обеспечить, чтобы каждый компьютер в их подразделениях имел хозяина или системного администратора, отвечающего за безопасность и обладающего достаточной квалификацией для выполнения этой роли.
Администраторы сети обеспечивают непрерывное функционирование сети и отвечают за реализацию технических мер, необходимых для претворения в жизнь политики безопасности. Они обязаны:
- обеспечить защиту оборудования корпоративнойсети, в том числе интерфейсов с другими сетями;
- оперативно и эффективно реагировать на события, таящие угрозу. Информировать администраторов сервисов о попытках нарушения защиты;
- использовать проверенные средства аудита и обнаружения подозрительных ситуаций. Ежедневно анализировать регистрационную информацию, относящуюся к сети в целом и к файловым серверам в особенности;
- не злоупотреблять данными им большими полномочиями. Пользователи имеют право на тайну;
- разработать процедуры и подготовить инструкции для защиты локальной сети от вредоносного программного обеспечения. Оказывать помощь в обнаружении и ликвидации вредоносного кода;
- регулярно выполнять резервное копирование информации, хранящейся на файловых серверах;
- выполнять все изменения сетевой аппаратно-программной конфигурации;
- гарантировать обязательность процедуры идентификации и аутентификации для доступа к сетевым ресурсам. Выделять пользователям входные имена и начальные пароли только после заполнения регистрационных форм;
- периодически проводить проверку надежности защиты локальной сети. Не допускать получения привилегий неавторизованными пользователями.
Администраторы сервисов отвечают за конкретные сервисы и, в частности, за то, чтобы защита была построена в соответствии с общей политикой безопасности. Они обязаны:
- управлять правами доступа пользователей к обслуживаемым объектам;
- оперативно и эффективно реагировать на события, таящие угрозу. Оказывать помощь в отражении угрозы, выявлении нарушителей и предоставлении информации для их наказания;
- регулярно выполнять резервное копирование информации, обрабатываемой сервисом;
- выделять пользователям входные имена и начальные пароли только после заполнения регистрационных форм;
- ежедневно анализировать регистрационную информацию, относящуюся к сервису. Регулярно контролировать сервис на предмет вредоносного программного обеспечения;
- периодически проводить проверку надежности защиты сервиса. Не допускать получения привилегий неавторизованными пользователями.
Пользователи обязаны работать с корпоративной сетью в соответствии с политикой безопасности, подчиняться распоряжениям лиц, отвечающих за отдельные аспекты безопасности, ставить в известность руководство обо всех подозрительных ситуациях. Они обязаны:
- знать и соблюдать законы и установленные правила, принятые в организации, политику и процедуры безопасности. Использовать доступные защитные механизмы для обеспечения конфиденциальности и целостности своей информации;
- использовать механизм защиты файлов и должным образом задавать права доступа;
- выбирать пароли в соответствии с процедурами политики безопасности, регулярно менять их. Не записывать пароли на бумаге, не сообщать их другим лицам;
- информировать администраторов или руководство о нарушениях безопасности и иных подозрительных ситуациях;
- не использовать уязвимости в защите сервисов и корпоративной сети в целом. Не совершать неавторизованной работы с данными, не создавать помех другим пользователям;
- всегда сообщать корректную идентификационную и аутентификационную информацию, не пытаться работать от имени других пользователей;
- обеспечивать резервное копирование информации с жесткого диска своего компьютера;
- знать принципы работы вредоносного программного обеспечения, пути его проникновения и распространения. Знать и соблюдать процедуры для предупреждения проникновения вредоносного кода, его обнаружения и уничтожения;
- знать и соблюдать правила поведения в экстренных ситуациях, последовательность действий при ликвидации последствий аварий.
Управленческие меры обеспечения информационной безопасности
Главной целью мер, предпринимаемых на управленческом уровне, является формирование программы работ в области информационной безопасности и обеспечение ее выполнения путем выделения необходимых ресурсов и осуществления регулярного контроля состояния дел. Основой этой программы является многоуровневая политика безопасности, отражающая комплексный подход организации к защите своих ресурсов и информационных активов.
Отправить статью в социальные сети, на печать, e-mail и в другие сервисы: