УДК 681.3
Авторы: Г.Г. Маньшин, В. А. Артамонов, Е.В. Артамонова
Парадигма безопасности развития человечества
Если рассматривать историю человечества как историю войн и выживаемости, то основная парадигма развития цивилизации состоит в обеспечении безопасности жизни и здоровья как отдельного индивида, так и всего человечества в целом.
При этом подходы к обеспечению безопасности определяются максимально достижимым результатом и делятся на:
Консервативный или рыночный подход «от угроз». Цель – построение и постоянная модернизация максимального количества заградительных систем с целью извлечения прибыли игроками рынка безопасности. Максимальное достижение – подземный железобетонный бункер с автономными системами жизнеобеспечения, наружного (поверхностного) видеонаблюдения и периметровой (сейсмической) сигнализации для каждого отдельного человека. В этом случае обеспечивается полная защита от всех существующих и ещё не открытых видов угроз. Размещение в бункере более одного человека – это уже угроза социальных отношений, в замкнутом пространстве способных закончиться конфликтом.
Либеральный или подход от обеспечения возможности реализации интересов человека. Цель – построение открытого общества, в котором человек наделён достаточной свободой, чтобы самостоятельно выбрать и реализовать свои цели. Максимальное достижение – возможность выбора видов угроз, которым человек хотел бы сам себя подвергнуть для наполнения своей жизни новым содержанием. Например, при походе в горы, плавании под водой или полёте на лёгком летательном аппарате. И несовместимость достижения целей отдельного человека с возможностью создания угроз по отношению к другим людям.
Здесь необходимо понимание того, что не существуют техногенные угрозы – опасные производства строят люди, чтобы извлекать прибыль, при этом нарушая все видимые и не видимые технологии эксплуатации критически опасных объектов (ЧАЭС, СССР). То есть техногенные угрозы – это угрозы исходящие от людей. Также не существуют угрозы от природных катаклизмов. Строительство домов в зонах, подвергаемых затоплению (цунами), организация гостиниц в зоне схода лавин, возведение картонных домиков в зоне действия смерчей и т. д. производятся либо из-за безответственности людей, либо исходя из экономической выгоды (экономии), извлекаемой ими (АЭС Фукусима-1, Япония). Также не существует генетическая преступность, а есть нищета и социальные условия, вынуждающие людей совершать противоправные действия. Остальные деяния против общества или личности относятся к разряду душевных заболеваний или к социальной неадаптированности конкретных людей.
Для того чтобы понять какие угрозы подстерегают человечество, совершим экскурс в историю развития цивилизации. По данным экспертов авторитетной консалтинговой компании Gartner в нашем мире информация и знания удваивались каждые 150 лет в XIX в, каждые 25 лет в конце ХХ в., каждый год в настоящее время и будут удваиваться каждые 72 дня к 2020 г. При этом учитывались печатные издания, текстовые и электронные сообщения, телефонные звонки, теле- и радиотрансляции, аудио- и видеозаписи, интернет-страницы и другие информационные источники. Счёт идёт уже на экзабайты (1 Эб=1018 байтов).
Если принять, что наиболее продуктивный возраст человека в одном поколении достигается к 40 годам, и измерять этим возрастом количество поколений, живших на земле, то можно оценить темпы развития цивилизации. За 40 000 лет жизни на земле из 1000 поколений:
- более 800 поколений жили в лесах и пещерах;
- лишь 120 поколений знают, что такое колесо;
- около 40 поколений используют водяные и ветряные мельницы;
- около 10 поколений знакомы с печатным словом;
- 5 поколений перемещаются на пароходе и по железной дороге;
- 4 поколения используют электрический свет;
- 3 поколения перемещаются на автомобиле, используют телефон;
- 2 поколения летают на самолёте, используют радио;
- лишь только одно поколение впервые вышло в космос, использует атомную энергию, знает что такое интернет, начинает осваивать нано- и биотехнологии.
В ХХ веке создано 90% всех знаний и материальных ценностей, накопленных за историю человечества!
Индустриальный век закончился, наступил век информации и информационных технологий (в 1991 г. США на производственные технологии израсходовали 107, а на информационные технологии – 112 миллиардов долларов, именно этот год стал первым годом информационного века). Система хозяйствования, с которой мы мучительно расстаёмся, имела дело почти исключительно с материальными ресурсами. Земля, природные ресурсы – нефть, газ, полезные ископаемые, энергия, а также труд людей и работа машин были ингредиентами, из которых произрастало богатство.
В наше время богатство – прежде всего продукт знаний. Знания и информация стали первичным сырьём экономики и её важнейшей продукцией. Они стали важнейшими составляющими всего, что мы делаем, производим, покупаем и продаём. В итоге умение управлять знаниями, информацией и информационными ресурсами – добывать, приумножать, хранить, распределять, защищать, торговать и т.д., становится императивом устойчивого развития человечества.
Решение задач современного комплекса проблем безопасности может быть получено на основе общей теории безопасности. Хотя в завершённом виде (в какой-либо фундаментальной монографии) эта теория ещё не оформлена, её основные подходы и методы сформированы и широко используются для прогнозов развития опасных ситуаций, качественных и количественных оценок мер и систем безопасности. Их разработка осуществлялась в процессе обеспечения эффективности и безопасности сложных технических систем, обеспечения военной безопасности страны, решения проблем управления экономическими, социальными и экологическими системами, в том числе в глобальном масштабе.
Значительная часть людей до биологического предела не доживает. Их индивидуальная продолжительность жизни укорачивается необеспеченностью безопасности, которая зависит, прежде всего, от их собственного поведения в повседневной жизни и в складывающихся опасных ситуациях. Один постоянно строит свои действия с учётом их последствий для своей безопасности (как «муравей» в известной басне Крылова), другой бездумно следует своим сиюминутным желаниям и стремлению к удовольствиям, о безопасности не заботясь («стрекоза»). Личность, пренебрегающая принципами здорового образа жизни, не умеющая предвидеть, избегать опасностей, а в случае необходимости рационально действовать, не может надеяться на продолжительную жизнь.
Однако безопасность личности зависит не только от её личного поведения, но также от количества и силы угроз, формируемых окружающей средой (природной, социальной, техногенной). А состояние окружающей среды во многом определяется результатами преобразовательной жизнедеятельности общества. Уровень безопасности, достигнутый преобразовательной жизнедеятельностью данного сообщества для обеспечения защищённости своих членов от различного рода угроз, характеризуется средней продолжительностью жизни в сообществе. Эту величину получают, усредняя реальные значения продолжительности жизни индивидов сообщества. Уровень безопасности сообществ с прогрессом цивилизации пока что постоянно растёт. Рядовому жителю древнего Египта, средняя продолжительность жизни в котором была 22 года, трудно было выжить более 40-45 лет, несмотря на максимально «безопасное» по тем временам поведение (это не относилось к жрецам, находившимся в особых условиях и потому имевшим возможность дожить до биологического предела). Живший позже римлянин жил дольше, поскольку мылся в построенной для того бане («термы Каракаллы»), а воду пил из водопровода («сработанного рабами Рима»») – в отличие от египтянина, который и купался и пил из одного и того же Нила. В наиболее гармонично развитых на сегодня странах средняя продолжительность жизни достигла 80 лет (Скандинавия, Япония). По-видимому, это уже тот самый биологический порог, практически достижимый предел роста продолжительности жизни.
Таким образом, уровень безопасности личности, измеряемый индивидуальной продолжительностью жизни, зависит не только от её поведения, но и от уровня безопасности общества. Поведение конкретной личности позволяет ей только реализовать (или не реализовать) достигнутый обществом уровень безопасности. Рост уровней безопасности и личности, и общества стал результатом преобразовательной жизнедеятельности.
Если говорить о человечестве в целом, то наиболее впечатляющим является ускоряющийся до настоящего времени рост другого (тесно связанного с первым) показателя уровня безопасности общества – численности населения Земного шара. Как уже упоминалось, до появления первых технологий преобразования окружающей среды (сельского хозяйства), на всей Земле жило около 5 млн. человек. Т. е. 10 тысяч лет назад население всей планеты составляло половину населения сегодняшней Москвы. К началу новой эры (2 тысячи лет назад) людей на Земле стало уже 200-300 млн., что соизмеримо с населением сегодняшней Западной Европы. С прогрессом цивилизации, с увеличением преобразованной среды – техносферы – численность населения планеты стала возрастать всё стремительнее, составляя сегодня уже более 6 млрд. человек. Ещё раз подчеркнём – этот рост есть прямое следствие роста безопасности человека (как вида) вследствие его преобразовательной жизнедеятельности.
Безопасность сообщества и духовное здоровье
Объединение людей – образование социальных связей повышает безопасность каждого участника этого объединения. И возникает общий интерес участников в либеральной безопасности образованного сообщества. В результате накопления исторических форм совместной жизни и жизнедеятельности сообщество объединялось сначала неписаными обычаями, традициями, моралью, а затем ещё и формальными правилами поведения, законами и т.п.
Задача одновременного обеспечения безопасности и сообщества и каждого его участника несёт в себе зерно противоречия. В ряде критических случаев обеспечить безопасность того и другого невозможно. Тогда возникает трагическая ситуация – нужно жертвовать либо одним, либо другим. Её разрешение определяется духовным здоровьем данного сообщества.
Если участники сообщества в критических ситуациях могут поставить безопасность большинства (безопасность сообщества) выше личной безопасности, то сообщество устойчиво, долговременно, жизнеспособно. Можно считать, что такое сообщество и его участники духовно здоровы. Духовное здоровье основывается на потребности человека в уважении, но только в том случае, если сообщество создало эффективный механизм преобразования общественных интересов в личные интересы. Этим механизмом являются мораль и законы, обеспечивающие почёт и привилегии личностям, жертвующим личной безопасностью ради безопасности сообщества, и немаловажно – их потомкам.
В противном случае, когда сообщество не имеет (или лишается) господства морали и соответствующих законов, когда личная безопасность для участников сообщества становится всегда важнее безопасности сообщества, оно будет существовать до первой критической ситуации. Оно нежизнеспособно, как нежизнеспособным окажется и большинство его участников, которых покорит другое, более сплочённое сообщество. Вся история человечества служит иллюстрацией этой истины. При этом покорённые сообщества (народы, ранее племена) зачастую не только теряли свою независимость и национальные особенности, но и уничтожались физически.
Итак, можно сказать, конечной целью жизнедеятельности является безопасность. Парадоксально, но жизнедеятельность, в свою очередь, является источником опасностей.
Преобразованной жизнедеятельностью среде свойственны свои опасности. Опасности возникают также от собственных действий при защите: например, убегая от преступника и не рассчитав свои силы, человек может получить травму, даже инфаркт. К числу опасностей от собственной жизнедеятельности относятся и опасности от нерационального повседневного поведения - от вредных привычек и т.п.
Главная черта новой эпохи состоит в том, что безопасность личности и общества теперь не может быть обеспечена без постоянно поддерживаемой глобальной безопасности.
Проблемы безопасности общества как национальные, так и глобальные касаются каждого человека. Проиллюстрируем это следующим.
На основании теории вероятности можно записать, что общая защищённость (вероятность выживания в ближайшие десятилетия новой эпохи) конкретной личности Зобщ определяется произведением
Зобщ = Зинд * Знац * Зглоб,
где: Зинд – индивидуальная защищённость (вероятность выживания), как результат «безопасного» поведения личности,
Знац – защищённость народа, нации в новой эпохе,
Зглоб – защищённость человечества в целом, поставленная под вопрос возникновением глобальных угроз.
Предположим, что какая-либо личность сможет безопасным поведением и индивидуальными мерами обеспечить себе индивидуальную защищённость Зинд с вероятностью 1,00 (здоровый образ жизни, экологически чистое питание, коттедж за городом в экологически чистой местности, солидная личная охрана и т.п.). При уровне национальной безопасности Знац = 0,5 (по не самым худшим статистическим прогнозам к 2050 г. население России составит ~80 млн. человек, т.е. около половины сегодняшней численности; кстати, по мнению бывшего премьер-министра Великобритании М.Тэтчер, в условиях интегрированной мировой экономики для России вполне достаточно и 15 млн. населения, что вообще соответствует величине Знац = 0,1) и при глобальной защищённости от катастрофы Зглоб = 0,5 (называемая многими учёными величина) общая защищённость данной личности Зобщ составит по теории вероятности
Зобщ = Зинд * Знац x* Зглоб = 1,00 *0,5 * 0,5 = 0,25
Это означает, что не спасёт нашу личность её индивидуальная защищённость ни от глобальной (типа ядерной войны), ни от национальной (типа Чернобыля) катастрофы, если их не предотвратить. Защитились, к примеру, от российских бед индивидуально наши соотечественники, переехав на работу в США. Но оказались в протараненных террористами домах-башнях 11 сентября 2001 года, и…. Сказалась невысокая общая защищённость. Вот почему каждый человек лично заинтересован как в глобальной, так и в национальной безопасности.
Отправить статью в социальные сети, на печать, e-mail и в другие сервисы: