Проект "ИТ-Защита"

Слон в посудной лавке

Слон в посудной лавке ...или государство идет в Интернет. Часть 1.

Помните поговорку про слона в посудной лавке, ну уж очень слону хотелось посмотреть на красивую посуду, да вот не стоило ему ломиться напролом в посудную лавку, и посуда разбита, и ... слон не "при делах".

Это мы о чем?  О наболевшем для многих россиян вопросе, о государственном регулировании Интернета.

Лето 2012 года выдалось в этом плане "жарким", одни только заголовки популярных Интернет проектов говорят об этом.

"Русскоязычная "Википедия" начала забастовку"...

"Депутаты предложили составить список плохих сайтов"...

"Русскоязычный раздел интернет-энциклопедии "Википедия" прекратил работу около 1:30 в ночь на 10 июля. Таким образом участники проекта решили протестовать против планов создать в России единый реестр сайтов с запрещенной информацией."...

"Госдума 11 июля приняла во втором и третьем чтениях законопроект, предусматривающий создание единого реестра сайтов с запрещенной в России информацией."...

"Депутаты позволили чиновникам блокировать сайты без суда"...

"Закон о создании реестра Интернет-ресурсов с запрещенной к распространению информацией вступает в силу 30 июля 2012 года."...

"Российские операторы готовятся к исполнению закона о черных списках рунета, вступающего в силу с 1 ноября. Они внедряют системы анализа трафика Deep Packet Inspection"...

 

А тут еще и ужесточение ФЗ-152 "О персональных данных" нагрянуло, да и наказания за его ненадлежащее исполнение последовали, да и нешуточные, прямо скажем.

Регулирование ИнернетаВсе это вызвало определенные волнения не только в кругах специалистов по ИТ и ИБ, интернет-предпринимателей, но и вообще в рядах прогрессивно и демократически настроенной молодежи и интеллигенции.
Многие даже вспомнили "китайский файерволл" и уже "нарисовали будущее Рунета" чересчур во "мрачных тонах", как, например, в Китае, на Кубе, в Северной Корее и других таких экзотических странах.
Но оказывается, для того, чтобы выяснить что же все-таки ожидает российских интернетчиков, не надо отправляться так далеко для изучения зарубежного опыта, достаточно посетить соседнее дружественное по СНГ государство Республику Беларусь, где Интернет регулируется государством аж целых 2 года, с 01.07.2010 года.
Как нам известно из не очень позитивного жизненного опыта, многое то, что внедряется в политической системе РФ, вначале "проходит обкатку" в соседней Белоруссии, вот также и государственное регулирование Интернета.

Белорусский опыт регулирования Интернета:

Государственное регулирование Интернета

Итак, начнем по порядку анализировать белорусский опыт. Основной документ в области регулирования национального сегмента сети Интернет в РБ - это "печально знаменитый"

УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ  (1 февраля 2010 г. № 60) "О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети Интернет".

Указ вступил в силу 01 июля 2010 года. К  Указу выпущено еще несколько постановлений СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ:

1. ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 29 апреля 2010 г. № 644
"О некоторых вопросах совершенствования использования национального сегмента глобальной компьютерной сети Интернет"

2. ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 29 апреля 2010 г. № 645

"О некоторых вопросах интернет-сайтов государственных органов и организаций и признании утратившим силу постановления Совета Министров Республики Беларусь от 11 февраля 2006 г. № 192"

3. ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 29 апреля 2010 г. № 646

"О внесении изменений и дополнений в Правила оказания услуг электросвязи"

4. ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 29 апреля 2010 г. № 649

"О регистрации интернет-магазинов в Торговом реестре Республики Беларусь, механизме контроля за их функционированием и внесении дополнений и изменений в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь"

Также с 06.01.2012 г. введена административная ответственность в виде штрафа в размере 5-30 базовых величин за нарушение норм указа №60 от 01.02.2010 "О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети Интернет".

Все эти законодательные акты можно прочитать по вышеприведенным ссылкам.

А теперь покажем как это все работает на практике.  Итак, какие же основные положения Указа №60:

О сайтах государственных структур и предприятий с государственной долей собственности.

1. Установить, что:
1.1.республиканские органы государственного управления, местные исполнительные и распорядительные органы, иные государственные органы и государственные организации, а также хозяйственные общества, в отношении которых Республика Беларусь либо административно-территориальная единица, обладая акциями (долями в уставных фондах), может определять решения, принимаемые этими хозяйственными обществами (если не определено иное, далее – государственные органы и организации), обязаны размещать информацию о своей деятельности в глобальной компьютерной сети Интернет (далее – сеть Интернет) на официальных сайтах этих государственных органов и организаций либо на соответствующих страницах официальных сайтов вышестоящих государственных органов и организаций (далее – интернет-сайты)...

Если говорить кратко, то все государственные учреждения и предприятия должны иметь сайты, регулярно их обновлять и выкладывать там актуальную информацию о своей деятельности. И естественно, их сайты должны быть на серверах, расположенных на территории РБ в Национальном сегменте сети Интернет.
Ну если говорить честно, то вот это положение Указа ни у кого не вызвало негативных эмоций. Как раз таки - здесь все правильно. А то бывает зайдешь на сайт государственного учреждения, а там никакой актуальной нормативной информации то и не сыскать:(

А вот следующие положения Указа становятся все "интереснее и интереснее", например, про функционирование Интернет-магазинов:

...С 1 июля 2010 г. деятельность по реализации товаров, выполнению работ, оказанию услуг на территории Республики Беларусь с использованием информационных сетей, систем и ресурсов, имеющих подключение к сети Интернет, осуществляется юридическими лицами, их филиалами и представительствами, созданными в соответствии с законодательством Республики Беларусь, с местонахождением в Республике Беларусь, а также индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными в Республике Беларусь (далее – юридические лица и индивидуальные предприниматели), с использованием информационных сетей, систем и ресурсов национального сегмента сети Интернет, размещенных на территории Республики Беларусь и зарегистрированных в установленном порядке...

О чем говорится в этом абзаце? А вот о чем: c 01.07.2010 г. продавать что-либо (либо оказывать услуги) с помощью сети Интернет белорусским гражданам и на территории РБ могут только официально зарегистрированные в РБ фирмы и индивидуальные предприниматели через Интернет-магазины, размещенные в доменной зоне .by, физически расположенные на белорусских серверах (включенные в Торговый реестр Республики Беларусь).
Т.е. если Вы индивидуальный предприниматель и у вас Интернет магазин вида magazin.by, который находится на сервере, который физически расположен, например в Минске, Вы зарегистрированы в Торговом реестре (а также у Вас на главной странице выложена вся информация о владельце магазина и контактные данные) - то Вы работает легитимно, в правовом поле Указа №60. А вот если Вы торгуете так себе, как частное лицо на сайте вида magazin.com, на сервере расположенном где-то в США, в контактах у Вас только Аська и Скайп (естественно Вас нет в Торговом реестре РБ) - то Вы явный нарушитель и подлежите административному наказанию (правда,только с 06.01.2012 года). Конечно же Вас надо еще "поймать за руку", но это можно устроить, т.к. товар то Вы повезете курьером и деньги, как правило, будете принимать наличными. Еще надо отметить, что это положение "сработает", если Вы таким нелегитимным образом будете продавать товары и оказывать услуги гражданам РБ и на территории РБ. Если же Вы будете на этом сайте вида magazin.com, расположенном где-то в США оказывать услуги гражданам США, то Вы уже не находитесь в зоне действия Указа №60.
Вообще, если говорить про Интернет торговлю РБ, то она обложена массой других ограничительных законных и подзаконных актов и находится "под гнетущей пятой" государства. И если остановится на пункте "только про Интернет-магазины", то увы, тут можно на эту тему написать целую отдельную статью, типа "Как в Белоруссии выживают Интернет-магазины". Но мы то хотим осветить более широко вопросы государственного регулирования Интернета...
Теперь зададимся вопросом: А зачем собственно надо так "кошмарить" именно Интернет-магазины? Государственный регулятор объясняет это "особой любовью к покупателю", которого там постоянно "кидают", то с гарантией, то вообще с товаром. Ну мы то с Вами реалисты. Просто государство очередной раз хочет "поиметь" эти Интернет магазины в плане налогов, всяких там платежей "за регистрации и перерегистрации", ну а самый "лакомый кусочек" - это конечно же штрафы. Ради них все и затевалось. И хоть прибыль белорусских Интернет магазинов - это всего 1% в ВВП белорусской экономики, но все равно некоторым чиновникам эти мелко-предпринимательские структуры видятся неким "Клондайком", где деньги прямо "растут на деревьях"...
Как это сказалось на качестве обслуживания покупателей в Интернет магазинах? Ну немного порядка то прибавилось, но все равно, как были жалобы от покупателей на нечестность некоторых игроков этого рынка, так и остались. То есть всегда были и будут нормальные Интернет-магазины, которые честно выполняют свои прямые обязанности перед покупателем, ну а мошенники как обманывали покупателей, так и дальше обманывают:(

Вот и все что можно здесь сказать о регулировании Интернет-торговли.

Об обязательной регистрации веб-сайтов:

Государственная регистрация информационных сетей, систем и ресурсов национального сегмента сети Интернет, размещенных на территории Республики Беларусь, осуществляется по заявительному принципу Министерством связи и информатизации либо уполномоченной им организацией на основании соответствующего обращения поставщиков интернет-услуг...

Если у Вас есть сайт в доменной зоне .by (любой причем, даже домашняя страница "Я и моя собака"), то он должен быть зарегистрирован (на частное лицо, либо фирму или индивидуального предпринимателя) в установленном порядке в БелГИЭ (Государственной инспекции электросвязи) и располагаться только у отечественного (белорусского хостинг-провайдера) на сервере, физически расположенном в Республике Беларусь.
Регистрация сайтов бесплатная (хотя собирались сделать платную, но после бурных возмущений хостинг-провайдеров и ИТ-сообщества) плату отменили.
Как этот пункт обойти? Если Вам нужен сайт только в доменной зоне .by - то никак! А вот если Вам совершенно не важно в какой зоне (.com, .ru, org и т.д.), то очень просто. Регистрируете домен зарубежом, там же покупаете и хостинг... и работаете в другой доменной зоне. Если у Вас не Интернет-магазин - то проблем нет. Если Интернет-магазин - читаем выше...
Вот вокруг этого положения Указа развернулись большие волнения в белорусском Интернет-сообществе. Причем бурные дебаты начались с зимы 2010 года, когда был опубликован проект Указа №60, ну а в июне 2010 страсти по Указу накалились до предела.
Во-первых, изначально чиновники хотели поиметь с хостинг-провайдеров и сайто-владельцев "нехилую" плату за регистрацию, которую отменили.

Во-вторых, хостинг-провайдерам запретили размещать белорусские сайты на зарубежных серверах, которые они ранее массово задешево арендовали зарубежом и размещали на них белорусские сайты. Вначале это вызвало бурю возмущений у хостинг-провайдеров, которым быстро и массово пришлось переносить сайты (в доменной зоне .by) на сервера, расположенные в РБ, а это значит, что пришлось арендовать сервера в дата-центрах, закупать новые сервера. Все это вызвало большие затраты и убытки даже у крупных игроков белорусского ИТ-рынка. Мелкие же компании вообще разорились. Тем более, что начался отток клиентов, у белорусских хостеров оставались лишь те клиенты, которым важно было иметь сайты именно в доменной зоне .by. Все остальные клиенты уходили в российские и западные хостинг-компании, так как белорусские хостинговые компании не могли конкурировать с зарубежными в таких сложных условиях. Ударило это и по веб-студиям, которые, кроме разработки сайтов занимались перепродажей хостинга. Кстати, теперь все эти "метания вокруг Указа №60" вспоминаешь, "как бурю в стакане воды", ситуация более менее успокоилась уже осенью 2010 года.
Проблемы возникли и у иностранных корпораций, которые имели сайты вида firma.by, сделанные специально для белорусского представительства иностранной компании, а размещенные физически на сервере, например в США.
Также еще "накалило страсти" совсем неадекватное предложение от технически малограмотных чиновников по государственной регистрации ящиков электронной почты. Все понимают, что сейчас такая услуга, как бесплатное открытие ящика электронной почты доступна всем и везде, причем ящики открываются сотнями и тысячами ежеминутно, причем иногда даже только для каких-то временных целей. Но вот какие-то неадекватные белорусские чиновники, наверное, вообще не понимали, что такое электронная почта и поэтому эту дурь придумали. Конечно же, этот дурацкий пункт из законодательных актов убрали, причем даже не сразу (!!!), а только под напором ИТ-сообщества (в основном, руководителей крупных ИТ компаний), которые лично ходили на совещания к чиновникам и их убеждали.

Кстати, домашние сети тоже подверглись "регулированию"...

Государственные органы, иные юридические лица и индивидуальные предприниматели, в том числе поставщики интернет-услуг, до 1 июля 2010 г. представляют в Министерство связи и информатизации (уполномоченную им организацию) сведения об оптоволоконных линиях связи (за исключением расположенных внутри капитальных строений (зданий, сооружений), находящихся в их собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении. Состав и порядок представления этих сведений определяются Министерством связи и информатизации...

Указ коснулся и домашних локальных сетей. Если лет 10 назад домашние сети были построены энтузиастами и функционировали в частном порядке, под управлением сисадминов "родом из народа". То теперь они все являются инфраструктурой крупных фирм (Интернет провайдеров). В принципе порядка стало больше, качество связи улучшилось, со всеми абонентами заключены договора и легально взымается абонентская плата. Но через что пришлось пройти, чтобы прийти к "этому порядку" в этой сфере? Перед Указом домашние сети подвергались жесткой "обструкции" со стороны местных властей, вплоть до того, что сотрудники ЖЭСов сознательно резали кабель и выводили из строя оборудование (да, этот кошмар остался тоже в прошлом).

Про идентификацию пользователей сети Интернет:

Поставщики интернет-услуг обязаны осуществлять идентификацию абонентских устройств при оказании интернет-услуг, учет и хранение сведений об абонентских устройствах, а также сведений об оказанных интернет-услугах.
Собственники пунктов коллективного пользования интернет-услугами либо уполномоченные ими лица осуществляют идентификацию пользователей интернет-услуг в пунктах коллективного пользования интернет-услугами, учет и хранение персональных данных пользователей интернет-услуг, а также сведений об интернет-услугах, оказанных пунктами коллективного пользования интернет-услугами.
Хранение сведений, указанных в частях первой и второй настоящего пункта, осуществляется в течение одного года со дня оказания интернет-услуг.

Сведения об абонентских устройствах, персональные данные пользователей интернет-услуг в пунктах коллективного пользования интернет-услугами, а также сведения об оказанных интернет-услугах представляются поставщиками интернет-услуг, собственниками пунктов коллективного пользования интернет-услугами либо уполномоченными ими лицами по требованию органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, органов прокуратуры и предварительного расследования, органов Комитета государственного контроля, налоговых органов, судов в порядке, установленном законодательными актами.

Собственно эра анонимного Интернета в Белоруссии закончилась летом 2010 года.

Что имеется ввиду? А то, что любое подключение к Интернету - только с предъявлением паспорта. Неважно, оформили ли Вы договор на несколько лет с Интернет-провайдером на услуги ADSL или купили на отдыхе карточку WiFi сроком на 60 мин.

Вот интересный расказ "из жизни" на эту тему:
Отдыхая в белорусском санатории, мне понадобилась карточка WiFi для выхода в Интернет, так продавец провинциального магазина сразу потребовала у меня паспорт для идентификации моей личности (паспортные данные она заносила в тетрадочку), строго на меня посмотрела и сказала:
"Если чего утворите там - Вас сразу найдут..."

Причем обязательна эта мера не только для граждан РБ, но и для иностранцев.
Причем логи каждого абонента Интернет-провайдер обязан хранить целый год, установлено специальное оборудование, которое все это пишет и хранит.

Ну прямо смех какой-то, представьте такую ситуацию:
Хакер купил по паспорту карточку WiFi (IP его ясен, естественно, да и паспорт тоже записан куда-надо)... и решил "взломать" банк.

Понятно, что для ИТ и ИБ специалистов (специалистов в области информационных технологий и информационной безопасности) существуют методы анонимизации Интернета, причем простые и доступные. Эти методы знают и злоумышленники, мошенники, хакеры и крякеры. На кого эта мера рассчитана? Запугать до смерти обывателей, "хомячков" и "чайников"? Установить контроль за мышлением широких народных масс?

Управление массовым сознанием
Иногда, стоит посмотреть со стороны "регулятора" на ситуацию. А как бы мы поступили на его месте? Ну уж точно не так.
В списках тех государственных органов, которые могут получить эти сведения о пользователях Интернета у провайдеров, кроме обязательных в таком случае силовиков, судов и спец. служб - записаны даже налоговики. Зачем? Как зачем, а вернемся выше и опять прочитаем о "закошмаривании Интернет-магазинов".
Кстати, посещение Интернет-кафе и пунктов коллективного доступа к Интернету - тоже только по документам, удостоверяющим личность. Эта мера больше всего стала раздражать не столько посетителей этих заведений, сколько их владельцев и сотрудников. Ходят слухи, что ее скоро отменят.

Ну вот наконец-то мы подошли к самой интересной для российских пользователей Интернета теме - о формировании списка ресурсов ограниченного доступа.

...Поставщики интернет-услуг по запросу пользователей интернет-услуг оказывают услуги по ограничению доступа этих пользователей к информации, содержание которой направлено на:

* осуществление экстремистской деятельности;
* незаконный оборот оружия, боеприпасов, взрывных устройств, взрывчатых, радиоактивных, отравляющих, сильнодействующих, ядовитых, токсических веществ, наркотических средств, психотропных веществ и
* их прекурсоров;
* содействие незаконной миграции и торговле людьми;
* распространение порнографических материалов;
* пропаганду насилия, жестокости и других деяний, запрещенных законодательством.

Оказание услуг по ограничению доступа к иной информации может осуществляться в соответствии с договором, заключенным между поставщиком интернет-услуг и пользователем интернет-услуг.

Поставщики интернет-услуг, в том числе уполномоченные поставщики интернет-услуг, обеспечивают ограничение доступа к информации, указанной в части первой настоящего пункта, при оказании этих услуг государственным органам и организациям (за исключением органов, перечисленных в части четвертой пункта 6 настоящего Указа, иных государственных органов и организаций, определяемых Оперативно-аналитическим центром при Президенте Республики Беларусь), организациям образования, культуры...

И еще такой момент:

...Постановлением Оперативно-аналитического центра при президенте и Министерства связи и информатизации утверждено положение о порядке ограничения доступа пользователей интернет-услуг к информации, запрещенной к распространению в соответствии с законодательными актами, которое уже подверглось бурному обсуждению и было названо фильтром Байнета.
Утверждено положение о порядке ограничения доступа пользователей интернет-услуг к информации, запрещенной к распространению Список ограниченного доступа формируется Государственной инспекцией по электросвязи Министерства связи и информатизации (РУП «БелГИЭ») на основании решений руководителей Комитета госконтроля, Генеральной прокуратуры, ОАЦ, республиканских органов госуправления.
О принятом решении в течение трех рабочих дней направляется соответствующее уведомление БелГИЭ и владельцу (собственнику) интернет-ресурса, доступ к которому ограничивается, при условии нахождения ресурса в национальном сегменте сети интернет.
Ответственность за законность и обоснованность принятия решения о включении идентификаторов интернет-ресурса в список ограниченного доступа, их нахождение и исключение из списка, а также своевременное уведомление возлагается на уполномоченный государственный орган, принявший такое решение.
При отсутствии оснований для нахождения идентификаторов интернет-ресурса в списке ограниченного доступа уполномоченный государственный орган, принявший решение о включении их в список, принимает решение об исключении идентификаторов интернет-ресурса из списка ограниченного доступа.
Учетные данные для доступа поставщиков интернет-услуг к списку ограниченного доступа предоставляются БелГИЭ в течение трех дней после поступления запроса поставщика интернет-услуг и носят конфиденциальный характер.
Поставщики интернет-услуг обязаны ежедневно проверять актуальность списка ограниченного доступа на сайте БелГИЭ и вносить необходимые изменения в эксплуатируемую ими систему ограничения доступа...

Если сказать в двух словах, то на сайты, помещенные в данный "черный список" нельзя выйти из сетей учреждений образования, культуры, государственных учреждений (кроме учреждений силовых, судебных и фискальных структур).
Что касается частных пользователей, а также коммерческих структур, то им провайдер может ограничить доступ по их письменной просьбе к сайтам ограниченного доступа. Ну Вы представили себе человека, который сам выразит такое желание?
Какие сайты попали в этот список? Там несколько десятков сайтов, список закрытый, предоставляется только провайдерам Интернета и другим уполномоченным организациям.
Там находятся в основном оппозиционные к властям сайты и несколько порнографических сайтов. В принципе, ради этих оппозиционных сайтов вся эта возня и затевалась. Оправдали ли себя эти сложные и тяжелые меры? Нет.
Оппозиционные сайты расположены физически на  зарубежных серверах, домены их зарегистрированы в нейтральных доменных зонах (.org и т.д.), большинство их хозяев и сотрудников находятся в иммиграции, некоторые арестованы.
Доступ к ним свободный у любого гражданина РБ (правда, только с домашнего Интернета или из коммерческих фирм). После таких "крутых запретительных мер" аудитория этих сайтов возросла в десятки раз и популярность их в народе повысилась намного.
Будем судить по таким фактам, если до Указа №60 на оппозиционные сайты выходили только определенные круги, сопричастные с белорусской оппозицией, то после "запрещения этих сайтов" на них повалили самые широкие слои населения: от колхозников до пенсионеров.
У нас любят все "запрещенное", помните как в "годы застоя" глушили "Голос Америки", причем так сильно, что 50% информации просто не было слышно, а мы все равно вечером садились к стареньким приемникам и ...слушали "правду". Да, это сейчас мы слово "правда" берем в "кавычки" и иронизируем, а тогда, это был "глоток воздуха" в брежневско-сусловском информационном вакууме.
Сейчас многие из Вас слушают "Радио Свобода" или "Голос Америки"? Ау, отзовитесь? Думаю таких не много.
Причем в середине 80-х за прослушивание "зарубежных голосов" и просмотр на видиках запрещенных западных фильмов можно было схлопотать "нехилые неприятности" от властей. Сейчас это вспоминать просто смешно, а уж брать на вооружение эти запретительные методы в 21 веке - это вообще, за "гранью здравого смысла"...

Голос Америки
А что же запуганные идентификацией личности обыватели, думаете боятся загрузить Интернет-браузер? Вовсе нет, число подключений к Интернету в Беларуси растет ежедневно. Кто-то "ушел в Рунет" или даже в "Буржунет" (англоязычный сегмент Интернета), кто-то использует TOR, прокси или VPN (в основном, профессионалы), ну а простой народ продолжает сидеть на белорусских популярных форумах, поругивать власть, чиновников и тяжелую беспросветную жизнь. Очень распространился троллинг, особенно политический троллинг.


О защите авторских прав в Интернете

Размещение пользователями интернет-услуг в сети Интернет литературных, научных, музыкальных, фотографических, аудиовизуальных произведений, произведений изобразительного искусства, иных объектов авторского права и смежных прав, пользующихся правовой охраной на территории Республики Беларусь, осуществляется с согласия их правообладателей (если иное не определено законодательными актами) и при условии соблюдения иных требований законодательства об авторском праве и смежных правах.
Размещение и распространение в сети Интернет информационных сообщений и (или) материалов, заимствованных с информационного ресурса информационного агентства, иного средства массовой информации, распространяемого через сеть Интернет, осуществляются с использованием адресации (гиперссылки) на первоисточник информации и (или) средство массовой информации, ранее распространившее эти информационные сообщения и (или) материалы, если обладателем таких сообщений и (или) материалов не установлены иные условия их распространения.

Ну из этого пункта следуют нормативы о защите авторского права в Интернете. В принципе, революции в этом плане после Указа №60 в области защиты авторских прав в РБ не произошло. Пиратские точки на рынках работают исправно, торренты, варезники и файлообменники тоже. Может в среде белорусской богемы и идут какие-то тяжбы за авторские права, но широким народным массам они не интересны и не известны.

Остались вне зоны "Указа №60" вопросы об легитимности облачных сервисов, которые вообще не находятся конкретно в какой-либо национальной зоне, но тут вопрос решился просто - кому они нужны, те пользуются зарубежными бесплатными сервисами в частном порядке, в официальной же деятельности эти сервисы не используются.

Также Указ №60 породил еще целый ряд спорных вопросов и моментов в области Интернет-технологий и Интернет-бизнеса, которые тоже хотело "отрегулировать государство", но... многие вопросы отпали сами собой,  некоторые вопросы - вообще сложно "отрегулировать", а некоторые области деятельности - вообще, как выяснилось, не нуждаются в каком-нибудь регулировании.

Основной регулятор деятельности белорусского сегмента сети Интернет - Оперативно-аналитический центр при Президенте РБ (ОАЦ), новая спец. служба, с неограниченными полномочиями, сформированная специально для регулирования Интернета.

Ну мы рассмотрели как в Белоруссии Интернет регулируется государством с 2010 года, где-то формально, где-то мало эффективно, а где-то вообще "как слон в посудной лавке". Причем, как сейчас вспоминается, бОльшему стрессу, проблемам и убыткам, в результате такого государственного регулирования Интернета, подвергнуты были, как-раз легальные фирмы, предприниматели, сайты, работающие честно и по закону на территории РБ.

А теперь подумаем, кто и как действительно эффективно мониторит и регулирует сеть Интернет? Кто не является "слоном в посудной лавке"?

В следующей части статьи, мы раскроем секреты реального мониторинга сети, задумаемся об необходимости регулирования вообще и подумаем, а кому все-таки принадлежит реальная власть в Интернете?

Продолжение следует...Читаем вторую часть статьи:

Слон в посудной лавке или…государство идет в Интернет. Часть 2.

Перепечатка данного материала и других материалов сайта допустима только при наличии ссылки на первоисточник.

p.s. Большой Брат следит за вами...





Отправить статью в социальные сети, на печать, e-mail и в другие сервисы:

Комментарии

1 комментарий

  1. Комментарий by Sergey — 24 Сентябрь 2012 @ 13:39

    Нет, белорусский опыт ничему не учит…
    “Использование анонимайзеров может стать причиной административной ответственности в виде выплаты штрафа.
    Государственная Дума РФ запретит пользователям сети Интернет использовать программное обеспечение, которое скрывает информационные данные и IP-адреса пользователей. Использование так называемых анонимайзеров может повлечь за собой административную ответственность в виде штрафа, либо же блокирование доступа в Интернет провайдером. Об этом сообщают «Известия».”

RSS лента комментариев к этой записи.

Извините, комментирование на данный момент закрыто.