Проект "ИТ-Защита"

УДК 681.3

Г.Г. Маньшин, В. А. Артамонов, Е.В. Артамонова

БезопасностьБЕЗОПАСНОСТЬ КАК ИМПЕРАТИВ УСТОЙЧИВОГО  РАЗВИТИЯ  ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Основные понятия и определения

Опасность явление, способное нанести вред (ущерб) жизненно важным интересам человека.

Безопасность состояние защищённости жизненно важных интересов личности, общества, организации, предприятия от потенциально и реально существующих угроз, или отсутствие таких угроз.

Безопасность системы это такое состояние сложной системы, когда действие внешних и внутренних факторов не приводит к ухудшению системы или к невозможности её функционирования и развития.

Безопасность человека это такое состояние человека, когда действие внешних и внутренних факторов не приводит к смерти, ухудшению функционирования и развития организма, сознания, психики и человеческой личности в целом, и не препятствуют достижению определенных желательных для человека целей.



Либеральная безопасность (от лат. Liberalis касающийся свободы) система мероприятий, направленных на защиту свободы человека, как главного условия реализации его интересов. Конечная цель либеральной безопасности достижение каждым человеком устойчивого состояния осознания возможности удовлетворения своих основных потребностей и обеспеченности собственных прав в любой, даже неблагоприятной ситуации.

Теория безопасности – это система представлений и идей, предназначенная для изучения полного спектра опасностей для человека от его взаимодействия с окружающей средой и выявления исчерпывающей системы мер безопасности.

Императив (лат.), требование, приказ, закон общезначимое нравственное предписание, в противоположность личному принципу (максиме), правило, выражающее долженствование (объективное принуждение поступать так, а не иначе). Гипотетический императив имеет силу лишь при известных условиях, категорический императив выражает безусловное, неуклонное долженствование, он устанавливает форму и принцип, которым нужно следовать в поведении.

Данные – не подвергшиеся обработке числа, не осмысленные сведения, факты, измерения, сигналы, имеющие отношение к определённому событию.

Информация – сгруппированные в каком либо контексте (смысле) данные.

Знания – абсолютное использование информации для достижения определённого результата, умение на основе информации принимать эффективные решения, делать правильные выводы и заключения, находить тенденции и закономерности. Знания могут быть извлечены или сформированы из информации посредством логического вывода, совершаемого человеком или компьютером.

Информационная технология (ИТ) – система методов и способов сбора, передачи, накопления, обработки, хранения, представления и использования информации.

Информационные ресурсы – (ресурс-запас, источник чего-либо) весь объём знаний, отчуждённых от их создателей, зафиксированных на материальных носителях и предназначенный для общественного использования.

Аксиомы безопасности

Подходы к обеспечению безопасности определяются максимально достижимым результатом и делятся на:

Консервативный, или рыночный подход «от угроз». Цель построение и постоянная модернизация максимального количества заградительных систем с целью извлечения прибыли игроками рынка безопасности. Максимальное достижение подземный железобетонный бункер с автономными системами жизнеобеспечения, наружного (поверхностного) видеонаблюдения и периметровой (сейсмической) сигнализации для каждого отдельного человека. В этом случае обеспечивается полная защита от всех существующих и ещё не открытых видов угроз. Размещение в бункере более одного человека это уже угроза социальных отношений, в замкнутом пространстве способных закончиться конфликтом.

Либеральный, или подход от обеспечения возможности реализации интересов человека. Цель построение открытого общества, в котором человек наделён достаточной свободой, чтобы самостоятельно выбрать и реализовать свои цели. Максимальное достижение возможность выбора видов угроз, которым человек хотел бы сам себя подвергнуть для наполнения своей жизни новым содержанием. Например, при походе в горы, плавании под водой или полёте на лёгком летательном аппарате. И несовместимость достижения целей отдельного человека с возможностью создания угроз по отношению к другим людям.

Здесь необходимо понимание того, что не существуют техногенные угрозы опасные производства строят люди, чтобы извлекать прибыль, при этом нарушая все видимые и не видимые технологии эксплуатации критически опасных объектов (ЧАЭС, СССР). То есть техногенные угрозы это угрозы исходящие от людей. Также нужно выборочно и критически относиться к «так называемым угрозам от природных катаклизмов». Строительство домов в зонах, подвергаемых затоплению (цунами), организация гостиниц в зоне схода лавин, возведение картонных домиков в зоне действия смерчей и т. д. производятся либо из-за безответственности людей, либо исходя из экономической выгоды (экономии), извлекаемой ими (АЭС «Фукусима-1», Япония). Хотя есть вероятность таких природных и космических катаклизмов, которые пока еще неподвластны современному человеческому социуму. В таких случаях нужно использовать системы прогнозирования природных событий и системы математического моделирования чрезвычайных ситуаций.Многие ученые-психологи считают, что не существует генетическая преступность, а есть нищета и социальные условия, вынуждающие людей совершать противоправные действия. В большинствеслучаев это действительно так. Но вот, к сожалению, на практике этот постулат не всегда соблюдается. Некоторые личности, ведущие или потенциально могущие вести «преступный образ жизни» в неблагополучных социальных условиях (нищета, голод, война и т.д.) действительно могут стать законопослушными гражданами в развитом социальном государстве. Но есть и такие люди (причем их немало), которые даже в самых благополучных обществах не хотят развиваться интеллектуально и духовно, а продолжают вести тот же асоциальный образ жизни. Негативные примеры такого рода были при построении социалистического общества в СССР, также замечены они и сегодня в процветающих и социально-ориентированных экономиках стран Западной Европы (как пример, провал политики «мультикультурализма»).

Остальные деяния против общества или личности относятся к разряду душевных заболеваний или социальной неадаптированности конкретных людей. Все эти факторы свидетельствуют о том, что природа самого человека, его психика и сознание до сих пор малоизученны.

Для того чтобы понять какие угрозы подстерегают человечество, совершим экскурс в историю развития цивилизации. По данным экспертов GartnerGroup, в нашем мире, информация и знания удваивались каждые 150 лет в XIX в., каждые 25 лет в конце ХХ в., каждый год в настоящее время и будут удваиваться каждые 72 дня к 2020 г. При этом учитывались печатные издания, текстовые и электронные сообщения, телефонные звонки, теле- и радиотрансляции,аудио- и видеозаписи, интернет-страницы и другие информационные источники. Счёт идёт уже на экзабайты (1 Эб=1018 байтов).

Если принять, что наиболее продуктивный возраст человека в одном поколении достигается к 40 годам, и измерять этим возрастом количество поколений, живших на земле, то можно оценить темпы развития цивилизации. За 40 000 лет жизни на земле из 1000 поколений:

·более 800 поколений жили в лесах и пещерах;

·лишь 120 поколений знают, что такое колесо;

·около 40 поколений используют водяные и ветряные мельницы;

·около 10 поколений знакомы с печатным словом;

·5 поколений перемещаются на пароходе и по железной дороге;

·4 поколения используют электрический свет;

·3 поколения перемещаются на автомобиле, используют телефон;

·2 поколения летают на самолёте, используют радио;

·лишь только одно поколение впервые вышло в космос, использует атомную энергию, знает что такое интернет, начинает осваивать нано- и биотехнологии.

В ХХ веке создано 90% всех знаний и материальных ценностей, накопленных за историю человечества!

Индустриальный век закончился, наступил век информации и информационных технологий (так называемое, «постиндустриальное общество»).

В 1991 г. США на производственные технологии израсходовали 107, а на информационные технологии – 112 миллиардов долларов, именно этот год стал первым годом информационного века). Система хозяйствования, с которой мы мучительно расстаёмся, имела дело почти исключительно с материальными ресурсами. Земля, природные ресурсы – нефть, газ, полезные ископаемые, энергия, а также труд людей и работа машин были ингредиентами, из которых произрастало богатство. (Имеются в виду доиндустриальный и индустриальный периоды).

В наше время богатство – прежде всего продукт знаний. Знания и информация стали первичным сырьём экономики и её важнейшей продукцией. Они стали важнейшими составляющими всего, что мы делаем, производим, покупаем и продаём. В итогеумение управлять знаниями, информацией и информационными ресурсами – добывать, приумножать, хранить, распределять, защищать, торговать и т.д., становится императивом устойчивого развития человечества. В развитых странах большая часть прибыли в бизнесе в 21 веке делается именно в постиндустриальных сферах экономики (ИТ-компании, консалтинг, финансы, логистика, современные системы образования и т.д.)

Решение задач современного комплекса проблем безопасности может быть получено на основе общей теории безопасности. Хотя в завершённом виде (в какой-либо фундаментальной монографии) эта теория ещё не оформлена, её основные подходы и методы сформированы и широко используются для прогнозов развития опасных ситуаций, качественных и количественных оценок мер и систем безопасности. Их разработка осуществлялась в процессе обеспечения эффективности и безопасности сложных технических систем, обеспечения военной безопасности страны, решения проблем управления экономическими, социальными и экологическими системами, в том числе в глобальном масштабе.

Значительная часть людей до биологического предела не доживает. Их индивидуальная продолжительность жизни укорачивается необеспеченностью безопасности, которая зависит, прежде всего, от их собственного поведения в повседневной жизни и в складывающихся опасных ситуациях. Один постоянно строит свои действия с учётом их последствий для своей безопасности (как «муравей» в известной басне Крылова), другой бездумно следует своим сиюминутным желаниям и стремлению к удовольствиям, о безопасности не заботясь («стрекоза»). Личность, пренебрегающая принципами здорового образа жизни, не умеющая предвидеть, избегать опасностей, а в случае необходимости рационально действовать, не может надеяться на продолжительную жизнь.

Однако безопасность личности зависит не только от её личного поведения, но также от количества и силы угроз, формируемых окружающей средой (природной, социальной, техногенной). А состояние окружающей среды во многом определяется результатами преобразовательной жизнедеятельности общества. Уровень безопасности, достигнутый преобразовательной жизнедеятельностью данного сообщества для обеспечения защищённости своих членов от различного рода угроз, характеризуется средней продолжительностью жизни в сообществе. Эту величину получают, усредняя реальные значения продолжительности жизни индивидов сообщества. Уровень безопасности сообществ с прогрессом цивилизации пока что постоянно растёт. Рядовому жителю древнего Египта, средняя продолжительность жизни в котором была 22 года, трудно было выжить более 40-45 лет, несмотря на максимально «безопасное» по тем временам поведение (это не относилось к жрецам, находившимся в особых условиях и потому имевшим возможность дожить до биологического предела). Живший позже римлянин жил дольше, поскольку мылся в построенной для того бане («термы Каракаллы»), а воду пил из водопровода («сработанного рабами Рима») – в отличие от египтянина, который и купался и пил из одного и того же Нила. Это говорит о том, что в малоразвитых цивилизациях производительные силы и ресурсы всего социума задействованы на поддержание комфортной и безопасной жизни только небольшой группы людей (элиты общества), что обуславливает существование и поддержку толпо-элитарной системы (ТЭС).

В наиболее гармонично развитых на сегодня странах средняя продолжительность жизни достигла 80 лет (Скандинавия, Япония). По-видимому, это уже тот самый биологический порог, практически достижимый предел роста продолжительности жизни.

Таким образом, уровень безопасности личности, измеряемый индивидуальной продолжительностью жизни, зависит не только от её поведения, но и от уровня безопасности общества. Поведение конкретной личности позволяет ей только реализовать (или не реализовать) достигнутый обществом уровень безопасности. Рост уровней безопасности и личности, и общества стал результатом преобразовательной жизнедеятельности.

Если говорить о человечестве в целом, то наиболее впечатляющим является ускоряющийся до настоящего времени рост другого (тесно связанного с первым) показателя уровня безопасности общества – численности населения Земного шара. Как уже упоминалось, до появления первых технологий преобразования окружающей среды (сельского хозяйства), на всей Земле жило около 5 млн. человек. Т. е. 10 тысяч лет назад население всей планеты составляло половину населения сегодняшней Москвы. К началу новой эры (2 тысячи лет назад) людей на Земле стало уже 200-300 млн., что соизмеримо с населением сегодняшней Западной Европы. С прогрессом цивилизации, с увеличением преобразованной среды – техносферы – численность населения планеты стала возрастать всё стремительнее, составляя сегодня уже более 6 млрд. человек. Ещё раз подчеркнём – этот рост есть прямое следствие роста безопасности человека (как вида) вследствие его преобразовательной жизнедеятельности.

Безопасность сообщества и духовное здоровье

Объединение людей – образование социальных связейповышает безопасность каждого участника этого объединения. И возникает общий интерес участников в либеральной безопасности образованного сообщества. В результате накопления исторических форм совместной жизни и жизнедеятельности сообщество объединялось сначала неписаными обычаями, традициями, моралью, а затем ещё и формальными правилами поведения, законами и т.п.

Задача одновременного обеспечения безопасности и сообщества и каждого его участника несёт в себе зерно противоречия. В ряде критических случаев обеспечить безопасность того и другого невозможно. Тогда возникает трагическая ситуация – нужно жертвовать либо одним, либо другим. Её разрешение определяется духовным здоровьем данного сообщества.

Если участники сообщества в критических ситуациях могут поставить безопасность большинства (безопасность сообщества) выше личной безопасности, то сообщество устойчиво, долговременно, жизнеспособно. Можно считать, что такое сообщество и его участники духовно здоровы. Духовное здоровье основывается на потребности человека в уважении, но только в том случае, если сообщество создало эффективный механизм преобразования общественных интересов в первые личные интересы. Этим механизмом являются мораль и законы, обеспечивающие почёт и привилегии личностям, жертвующим личной безопасностью ради безопасности сообщества, инемаловажно – их потомкам.

В противном случае, когда сообщество не имеет (или лишается) господства морали и соответствующих законов, когда личная безопасность для участников сообщества становится всегда важнее безопасности сообщества, оно будет существовать до первой критической ситуации. Оно нежизнеспособно, как нежизнеспособным окажется и большинство его участников, которых покорит другое, более сплочённое сообщество. Вся история человечества служит иллюстрацией этой истины. При этом покорённые сообщества (народы, ранее племена) зачастую не только теряли свою независимость и национальные особенности, но и уничтожались физически.

Итак, можно сказать, конечной целью жизнедеятельности является безопасность. Парадоксально, но жизнедеятельность, в свою очередь, является источником опасностей.

Преобразованной жизнедеятельностью среде свойственны свои опасности. Опасности возникают также от собственных действий при защите: например, убегая от преступника и не рассчитав свои силы, человек может получить травму, даже инфаркт. К числу опасностей от собственной жизнедеятельности относятся и опасности от нерационального повседневного поведения - от вредных привычек и т.п.

Главная черта новой эпохи состоит в том, что безопасность личности и общества теперь не может быть обеспечена без постоянно поддерживаемой глобальной безопасности.

Проблемы безопасности общества как национальные, так и глобальные касаются каждого человека. Проиллюстрируем это следующим.

На основании теории вероятности можно записать, что общая защищённость (вероятность выживания в ближайшие десятилетия новой эпохи) конкретной личности Зобщ определяется произведением

Зобщ = Зинд x Знац x Зглоб,

где: Зинд – индивидуальная защищённость (вероятность выживания), как результат «безопасного» поведения личности,

Знац – защищённость народа, нации в новой эпохе,

Зглоб – защищённость человечества в целом, поставленная под вопрос возникновением глобальных угроз.

Предположим, что какая-либо личность сможет безопасным поведением и индивидуальными мерами обеспечить себе индивидуальную защищённость Зинд с вероятностью 1,00 (здоровый образ жизни, экологически чистое питание, коттедж за городом в экологически чистой местности, солидная личная охрана и т.п.). При уровне национальной безопасности Знац = 0,5 (по не самым худшим статистическим прогнозам к 2050 г. население России составит ~ 80 млн. человек, т.е. около половины сегодняшней численности; кстати, по мнению бывшего премьер-министра Великобритании М.Тэтчер, в условиях интегрированной мировой экономики для России вполне достаточно и 15 млн. населения, что вообще соответствует величине Знац = 0,1) и при глобальной защищённости от катастрофы Зглоб = 0,5 (называемая многими учёными величина) общая защищённость данной личности Зобщ составит по теории вероятности

Зобщ = Зинд x Знац x Зглоб = 1,00 х 0,5 х 0,5 = 0,25

Это означает, что не спасёт нашу личность её индивидуальная защищённость ни от глобальной (типа ядерной войны), ни от национальной (типа Чернобыля) катастрофы, если их не предотвратить. Поэтому некоторые богатые люди (к примеру, российские олигархи), стремятся поселиться вмес/stro/pngте с семьями за рубежом -в благополучных и развитых странах, вместо того, чтобы вкладывать финансы в инфраструктуру и социальную сферу своей Родины. Но это уже вопрос морали и социальн ой ответственности.

Многие наши бывшие соотечественники (из стран СНГ) пытались найти защиту от неустроенности и жизненных проблем в своих странах и переехали на работу в США (где, казалось бы, выше процент общей защищенности народа в государстве). Но оказались в протараненных террористами домах- башнях 11 сентября 2001 года, и погибли. Казалось бы, от гибели в случайных техногенных и природных катаклизмах не застрахован никто. Но статистика показывает, что почему-то билеты на рейсы самолетов, поездов, кораблей, попавших в аварию оказываются менее распроданными,  чем на «удачные рейсы». А некоторые люди делятся потом впечатлениями, что купив билеты на потерпевший крушение рейс, в последний момент отказались от поездки по «немотивированным причинам». Вот пример такого, казалось бы, «необъяснимого с научной точки зрения» события:

В декабре 2004 года в Индийском океане было мощнейшее за всю историю цунами. Перед его приближением к Мальдивским островам один из туристов почувствовал смутную тревогу. А поскольку он в силу своей профессии привык доверять своей интуиции, то он поддался порыву подняться на крышу отеля, чтобы посмотреть, что происходит в море. Когда он поднялся, место, где он находился, уже накрывала гигантская толща воды, снося всё, включая туристов. Он оказался в числе немногих выживших. Это был бывший канцлер Германии Гельмут Коль.

Этот пример говорит о том, что человек с развитой интуицией может спастись и в такой, казалось бы, заведомо проигрышной с точки зрения глобальной безопасности, ситуации. Поэтому для обеспечения системы глобальной безопасности мало одних технических и юридических мер. Всестороннее изучение психики человека, механизмов коллективного бессознательного, а также законов развития социума в целом – вот новое направление для научных исследований 21 века.

Приходим к очевидным выводам:

Каждый человек лично заинтересован как в глобальной, так и в национальной безопасности.

Заключение

При решении проблем безопасности в новой эпохе необходимо учитывать последствия преобразования человеком окружающей природной среды – появление угроз от созданных им элементов «техносферы». Но и то, что прогресс цивилизации сформировал современные направления развития социальной системы мира:

1. Постоянный рост демократизации общества на всех уровнях с закреплением прав и свобод личности; в демократическом обществе главными интересами являются интересы его большинства.

2. Стремительная информатизация общества с небывалым увеличением скорости и масштабов обмена информацией.

3. Экономическая интеграция стран мира, ведущая к возрастанию роли транснациональных корпораций и к приоритету производительности общественного труда в исторической конкуренции народов и государств.

4. Взаимопроникновение культур вследствие информатизации, возникновение унифицированной культуры вследствие экономической интеграции.

Постоянная конкуренция между народами и государствами ведётся в новой эпохе информационными, экономическими, политическими, в последнее время и террористическими средствами. Военное применение вооружённых сил осталось лишь как завершающее, по-прежнему кратковременное средство подавления особо стойких соперников.

Человек не только разумно защищается в уже сложившейся ситуации (защита), не только, предвидя опасности, старается избежать их, но, установив причины опасностей, своей жизнедеятельностью преобразует окружающую среду с целью устранения этих причин (предотвращение). Под окружающей средой имеются в виду все её составляющие – природная, социальная, техногенная.

Именно преобразовательная жизнедеятельность позволяет человеку в полной мере использовать разум для повышения своей безопасности.

Наиболее долгое сохранение жизни, бесспорно, является одной из основных целей жизнедеятельности, несмотря на то, что философы до сих пор спорят о смысле и целях жизни. Не случайно безопасность относится к коренным потребностям человека, а сохранение жизни и здоровья учёные называют первым и главным жизненным интересом личности. Исходная, заложенная природой, продолжительность жизни индивидов каждого вида живых организмов (в нашем случае вида Homo sapiens) укорачивается за счёт реализации опасностей от окружающей среды. Именно поэтому реальная продолжительность жизни, несомненно, будучи зависимой от природной видовой величины, но отличная от неё, характеризует уровень безопасности.

Можно говорить об индивидуальном и общем по сообществу уровнях безопасности. Вообще, говоря о продолжительности жизни, нужно иметь в виду три различных показателя:

– биологическую продолжительность жизни, определённую природой человеку как виду;

– индивидуальную продолжительность жизни, относящуюся к конкретной личности (с её особенностями);

– среднюю продолжительность жизни в данном сообществе.

Биологическая продолжительность жизни служит исходным показателем. Для природы (для биосферы), создавшей человека и предусмотревшей эту продолжительность, важно воспроизводство человеческого рода. Человек должен вырасти до взрослого состояния и произвести потомство, а затем вырастить своих потомков до взрослого состояния. После этого данный индивид природе не нужен, поскольку воспроизводство рода будут осуществлять уже его потомки. Приняв за возраст взрослого состояния 25 лет, получаем 25+25 =50. Если на разброс возраста воспроизводства положить запас 1,5-2,0 (как делается при проектировании технических объектов), то ориентировочно получим биологическую продолжительность жизни 75-100 лет. «Дополнительные» годы можно рассматривать и как время, отведенное природой для творческой жизнедеятельности личности на благо общества (известно, что люди, занимающиеся творческим трудом, чаще живут долго).

МНОО «МАИТ», г.Минск





Отправить статью в социальные сети, на печать, e-mail и в другие сервисы:

Комментарии

Нет комментариев

Еще нет комментариев.

RSS лента комментариев к этой записи.

Извините, комментирование на данный момент закрыто.