ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ПОСТИНДУСТРИАЛЬНУЮ ЭПОХУ
PROBLEMS OF EDUCATION IN THE POST-INDUSTRIAL ERA
Научный журнал:
СОЦИАЛЬНЫЕ НОВАЦИИ И СОЦИАЛЬНЫЕ НАУКИ № 1 (3) / 2021
тема номера "ЦИФРОВИЗАЦИЯ И ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ",
рубрика "Точка зрения".
Авторы:
Артамонова Елена Владимировна
Артамонов Владимир Афанасьевич
Аннотация.
Рассматривая проблемы образования в постиндустриальную эпоху, авторы приводят ключевые понятия и делают попытку описать постиндустриальную реальность как сложную и нестабильную систему. Обсуждаются соответствующие ей новые подходы в техническом и корпоративном образовании. Предложена модель развития «постиндустриального образования», которая помогает понять основные тренды и вызовы, ожидающие систему образования в будущем. Затронуты проблемы «постковидной реальности» и дистанционного образования, рассмотрены технические и организационные методы его реализации. В соответствии с концепцией «непрерывного образования в течение всей жизни» сделаны выводы об изменении ролей учащихся и преподавателей.
Закачать полный текст статьи в .pdf
Ссылка на номер журнала
Публикуем небольшой отрывок из статьи:
Объективная потребность в изменении системы образования в реалиях 6-го технологического уклада
Как мы видим, в современных реалиях постиндустриальной экономики концепция получения одного высшего образования (или средне технического) на всю трудовую жизнь (20-40 лет) перестала работать. Постепенно в нашу жизнь входит другая концепция — «непрерывного образования в течение всей жизни». В связи с увеличением средней продолжительности жизни человека увеличивается его трудовой стаж, не исключено, что молодежь, которая сейчас приступает к своей первой трудовой деятельности будет работать до 70-80 лет. Поэтому в такой ситуации ни старая советская система образования, ни широко применяемая сейчас болонская система не отвечают вызовам новой реальности. Как же изменится система образования в этих условиях?
Уже сегодня можем заметить, что в отрасли информационных технологий и некоторых других технических областях, специалисты с университетскими дипломами и даже с учеными степенями менее востребованы, чем программисты и инженеры, закончившие колледжи и техникумы, курсы и даже просто получившие практический опыт в компании. При устройстве на работу в очень многие ИТ-компании вас скорее попросят предоставить свое портфолио работ или выполнить тестовое задание для подтверждения своих навыков, чем предъявить свой диплом или ученую степень. Конечно этот фактор не отменяет пользы от получения базовых знаний в области точных и технических наук, но заставляет нас поискать ответ на вопрос: «А почему так происходит»?
Дело в том, что ИТ-отрасль развивается так бурно, что новые языки программирования, системы, сервисы появляются и усовершенствуются очень быстро, намного быстрее, чем сроки обучения специалиста в университете (4 — 6 лет), да еще и в магистратуре или аспирантуре. За это время даже самые актуальные знания и навыки в сфере программирования уже успеют устареть, а ведь очень часто в наших ВУЗах студентам преподают уже неактуальные технологии, причем это делают преподаватели очень далекие от практической работы в ИТ-отрасли. Какой может быть выход из этой ситуации? Как нам кажется, самое верное решение — это возрождение доступной системы среднего технического образования на новой технологической базе (техникумы, колледжи, училища и т.д.). За 1— 3 года учебы в техникуме или колледже молодой человек успеет прибрести базовые навыки по техническим или ИТ-дисциплинам, в училище — освоит практическую рабочую профессию. Главное, чтобы в таких учебных заведениях образование было тесно связано с практической работой студентов в проектах для компаний и корпораций, а технические и ИТ-дисциплины преподавали специалисты из корпоративного сектора. Но при этом учебная программа в таком «техникуме» должна быть несколько похожей на вузовскую (например, включать изучение высшей математики, физики, базовых технических дисциплин и т.д.). Таким образом, можно сразу удовлетворить как потребности самих учащихся в практически-ориентированном образовании, так и потребности работодателей.
После получения такого первого базового образования, молодой человек быстрее будет востребован на реальном рынке труда, чем выпускники многих вузов, работающих по болонской системе или по старой советской системе. Если же студент проявляет более серьезные научные способности, то он всегда может продолжить обучение по специальности в ВУЗе, причем сразу с 3-го курса.
Естественно, в новой постиндустриальной реальности первоначальное образование не обеспечит человека работой на всю трудовую жизнь, поэтому в дальнейшем необходимо будет постоянно совершенствовать навыки и знания на курсах, в процессе корпоративного или дистанционного обучения для взрослых. Такое непрерывное образование будет возможно, как в рамках одной специальности, так и с получением 2-го или даже 3-го высшего или средне специального образования. Например, молодые люди в юном возрасте учатся в колледже на программистов, затем приступают к работе в компаниях. Кто-то из них так и останется «кодировщиком» со средним техническим образованием, другой же получит в ВУЗе или в процессе обучения на корпоративных курсах более серьезную ИТ-специальность (например, в области искусственного интеллекта), а третий студент после нескольких лет работы по первой специальности задумается о получении второго высшего образования в другой сфере.
Как будет финансироваться такая система образования? Думаем, что какой-то необходимый минимум, например, получение первой специальности в колледже или ВУЗе будет обеспечиваться частично за счет бюджетных средств. А вот дальнейшее непрерывное образование в финансовом плане граждане будут покрывать или за собственные средства или за счет средств работодателей.
Отправить статью в социальные сети, на печать, e-mail и в другие сервисы: